«Наша страна с 17 миллионами квадратных километров не может жить без малой авиации...»
Олег Смирнов
Половина соцучреждений Челябинской области в 2025 году получала некачественные продукты питания. Это данные Уральского межрегионального управления Россельхознадзора.
Проблема касается детских садов, школ, больниц, приютов. В Миассе (один из крупных городов области) семь поставщиков регулярно нарушают условия контрактов по поставкам продукции в социальные учреждения. Челябинская область — не единственный такой регион.
Проблема носит общероссийский характер. Это подтвердила и беседа корреспондента «СП» с уральским оптовиком (он предпочел остаться неизвестным), делающим поставки для соцучреждений.
«СП»: В чем причина такого количества нарушений?
— В заниженной потребителем планке цены продукции. Весь рынок питания в России сейчас такой.
«Скорую помощь» поставили на счетчик — и ей опять предстоит отдуваться за все косяки российской медицины
Врач Стародубцев: Если врач скорой помощи принимает решение лечить больного на месте, он полностью отвечает за последствия
В известных столовых Челябинска (считается, что там гарантированное качество продуктов, обед может стоить тысячу рублей), где питаются люди с доходами выше среднего — даже там используют не все продукты хорошего качества.
Сам питаюсь в этой сети. И понимаю, сметана в супе не совсем та, какая бы меня устроила. И масло в тортах не то…
«СП»: А что касается питания школьного/детсадов и больничного…
— Там, где оплачивает государство, еще сильнее занижены требования.
«СП»: Нарушения фиксируются с помощью системы «Меркурий». Что можно сказать об этой системе?
— У покупателей молочной продукции заниженные ожидания по цене. Под них заводится по документам фейковое сырье. Такого сырья не существует. При проверках в системе «Меркурий» это выявляют. Где-то аннулируют партии продукции. А где-то аннулируют декларации производителя. Дальше по цепочке находят эту продукцию, инициируют остановку реализации.
«СП»: Успевают остановить реализацию?
— Чаще всего нет. Когда решают снять с реализации, уже всё продано. Система работает медленно. Через полтора месяца уже не найдешь ни одной банки сметаны, ни одного батона сыра, по которым обнаружили нарушения. Система «Меркурий» несовершенна. Ну хорошо, заблокировали декларацию производителя. Вскоре вместо одной компании придет другая или ИП. По 2−3 раза в год такое бывает у одного производителя.
«СП»: То есть фактически производитель остается прежний? Меняется только вывеска.
— Ну да. Поток этих блокированных деклараций большой. И вот эти «тревожные» производители как раз и поставляют в основном продукты для соцучреждений. Поэтому так много нарушений выявляют.
Кстати, «Меркурий» вылавливает много дурацких нарушений. Например, в течение двух часов после загрузки машины нельзя выгружать в ВСД «Меркурий» продукцию на получателя. Или если машина не та по документам, которая фактически развозит. Приходится в программу загружать с 2-часовой задержкой данные о поставке. Иначе программа включает автоматические блокировки пользователя.
«СП»: Как ведут борьбу с реальными нарушениями?
— Россельхознадзор уже начал маркировать коров, чтобы учитывать, сколько предельно может быть молока от одной коровы в системе. Недавно же обнаружилось, что в России крупнейший производитель сыра — Златоустовский молочный завод!
«СП»: Серьезно? Не пробовал их сыр.
— И не надо. Они где-то набрали этих деклараций на сырье и начали много производить сыра. Мы с оптовиком с Новосибирска разговаривали. Оказалось, у них в регионе много златоустовского сыра. Мы-то знаем, что у этого производителя нет ванн, чтобы варить сыры.
Это целый развитый бизнес для некоторых производителей: заводить чужое сырье или готовый продукт в программу под видом своего.
«СП»: Какой должна быть цена продуктов, чтобы они были качественными в соцучреждениях?
— Нужен для начала мониторинг цен в значимых федеральных торговых сетях. И на основании этого мониторинга логично устанавливать цены на тендерах. Это был бы действенный механизм. А сейчас берут цены с потолка. Ставят на тендер цену 600 рублей за килограмм сливочного масла. У завода-производителя и то цена обычно выше.
«СП»: Разница цен между торговыми сетями и соцучреждениями процентов 30 или больше?
— Правильно, 30−40 процентов разница.
Россия держит лидерство по поставкам титана в ЕС. Не вернется ли он на крыльях истребителей НАТО?
Константин Смирнов: «Правительство по поручению президента должно смотреть, не делают ли западное оружие из наших металлов»
«СП»: Кто-то доносил эту мысль до представителей государства? Насчет мониторинга цен в сетях.
— Я не участвую в тендерах. В Челябинской области восемь основных операторов, выигрывающих тендеры. Вопрос к ним. Они же работают с контролирующими органами. Бывают новые участники рынка, выигрывающие тендеры по нереально низким ценам.
А потом или не могут найти исполнителей, или откровенно некачественную продукцию поставляют. В этой сфере жесткая конкуренция, это плохо. Страдает здоровье потребителя.
«СП»: Какая-то безвыходная ситуация рисуется…
— Даже некоторые торговые сети начинают сейчас торговать продукцией, произведенной с нарушением ТУ (технических условий).
«СП»: Итак, есть ГОСТы, есть ТУ (шаг назад в качестве в сравнении с ГОСТами). Но некоторые торговые сети даже ТУ, выходит, не соблюдают, а это еще шаг назад. Плюс поставки для соцнужд еще хуже…
— Поставки для соцнужд — страшное дело. Производители и рады бы поставлять более качественную продукцию. Но если они откажутся работать по нынешним ценам, их место займет кто-то другой. Потребитель в России беден.